Рекламная Сеть Яндекса позволяет получать показы и клики дешевле, чем с поиска. Но без постоянной оптимизации РСЯ легко превращается в черную дыру по сливу рекламного бюджета. Расскажу, как можно найти мусорные площадки РСЯ и сэкономить свой рекламный бюджет.
Почему так происходит? Далеко не все сайты являются качественными площадками. Формально они могут соответствовать правил РСЯ, но фактически не создавать реальной пользы и приводить некачественный трафик из людей, которые никогда, ничего у вас не купят.
Какие-то площадки могут оказаться нецелевыми именно для вашего продукта. У крупных сайтов есть свой костяк постоянной аудитории и для неё ваш продукт может просто быть не интересным. Например, аудитория на сайтах знакомств, игр и развлечений в своем большинстве не настроена на покупку, а студенты, школьники и соискатели работы, как правило, неплатежеспособны.
В отчетах статистики такие площадки будут давать много показов и кликов, но при этом высокий процент отказов, низкую глубину просмотров страниц, и незначительную конверсию. Яндекс об этом часто знает, поэтому продает такие клики дешевле, но из-за большого объема можно быстро слить весь бюджет и получить нулевой результат.
Какие площадки отключать в РСЯ?
Есть категории площадок, которые приводят нецелевой трафик для многих ниш, особенно B2B (за очень редким исключением). К таким категориям относятся:
- Сайты знакомств и тематика 18+
- Каталоги и доски бесплатных объявлений
- Сайт готовых домашних заданий, учебной информации, обучающих курсов
- Сайты для поиска работы
- Сайты развлечений (игры, анекдоты, картинки, видео, приколы и т. п.)
- Социальные сети (меньше, но у меня в трех нишах на них не было ни одной продажи, рекомендую делать рекламные компании непосредственно из рекламного кабинета этих площадок)
В любом случае нужно исходить из показателей статистики и принимать решение индивидуально. Площадку лучше отключить, если вы видите в отчетах подобную картину для большинства посетителей с этой площадки:
- Показатель отказов выше 30%
- Время проведенное на сайте меньше 30 секунд
- Нет ни одной конверсии или она незначительна
- Цена конверсии выше среднего по компании
- Высокий показатель CTR при низкой или отсутствии конверсий
- Глубина просмотра намного ниже среднего по компании
Как найти мусорные площадки?
Переходим в статистику компании.

Настраиваем «Мастер отчетов». Выбираем нужный временной период.

В разделе «Срезы» ставим галочку «Название площадки». В подразделе «Столбцы» ставим галочки: «Показы», «Клики» «CTR» , «Расход всего», «Средняя цена клика», «Глубина», «Конверсия %», «Отказы», «Цена цели», «Конверсии».

Мне удобнее обрабатывать отчет в таблице Excel, поэтому нажимаю «Экспорт» и выбираю нужный формат (XLS, XLSX).
Теперь с полученным файлом можно работать. Удаляем ненужные или пустые столбцы и строки, настраиваем ширину для удобства. Сортируем столбец с площадками по ключевым параметрам.

Вот мы и нашли наши мусорные площадки РСЯ, которые нужно добавить в исключения для рекламной компании.
Как запретить показы на некачественных площадках?
В интерфейсе Яндекс Директ:
Нажимаем у нужной компании «Редактировать», пролистываем в самый низ до пункта «Дополнительные настройки», находим пункт «Площадки, на которых запрещены показы». Добавляем список, нажимаем «Готово», а затем «Сохранить изменения».

В интерфейсе Директ Коммандер:
Нажимаем получить «Все данные» и ждем выгрузки данных компании.

Выбираем нужную компанию и в левой колонке находим блок «Запрещенные площадки». Добавляем список и сохраняем изменения.

Нажимаем «Отправить» — «Только параметры компаний».

Максимальное количество площадок для запрета – 1000 штук. Для медийной кампании с видео объявлениями площадки указываются в блоке «Запрещенные площадки видеообъявлений». Максимальное количество – 20 штук
*При запрете внешней сети объявление не будет видно на всех ее внутренних ресурсах. Но если сайт, который является частью запрещенной сети, входит в список РСЯ, то на нем продолжатся показы объявлений, пока вы вручную не запретите именно этот сайт.
**При показе в сетях нельзя запретить главную страницу Яндекса и её разделы. В интерфейсе будет ошибка при добавлении сайта в виде: https://yandex.ru или https://yandex.ru/images/.
Если вы хотите запретить показы на сервисе Яндекс Картинки, то нужно указать площадку вида images.yandex.ru. Для других сервисов Яндекса аналогично.
Список запрещенных площадок для РСЯ
Я собрал и периодически буду обновлять список из уже 929 некачественных ресурсов РСЯ. После запуска нескольких рекламных компаний для себя и своих клиентов, эти площадки встречались везде и настойчиво пытались сожрать бюджет. Ниже привел примерные показатели до и после внесения изменений в работу минимум 7 компаний:
До чистки:
Отказы 65-82%
Расход бюджета 900-1500 руб./сут.
Конверсий в неделю 1-5 шт.
После чистки:
Отказы 18-35%
Расход бюджета 250-390 руб./сут.
Конверсий за неделю 1-4
Как вы понимаете, при том же количестве конверсий, расходы и отказы удалось сократить примерно в 3 раза!
Ниши для которых создавались компании были в основном B2B сегмент: дизайн и разработка сайтов, оптовая торговля, сфера услуг. Чистку проводил почти каждый день в течении первой недели, потом показатели стабилизировались и выгружал отчет уже раз в неделю.
Скачать мой список мусорных площадок РСЯ можно в формате таблицы по ссылке.
Рекомендую применять список не в тупую, а лишь сверятся с ним и если видите подобную картину сразу принимать меры. Если вы искали универсальный список минус-площадок, то его не существует! Всё индивидуально и для разных ниш одни и те же площадки могут работать по-разному. Нужно учитывать специфику вашего продукта, предложения и целевую аудиторию.
Например, на форумах часто обсуждается, что отключение сайта Авито для одних дает значительное улучшение качества трафика, а для других наоборот, сильную просадку в конверсиях и увеличение расходов.
Несколько советов по оптимизации компании для РСЯ
- В первые 3 дня запуска компании рекомендую отслеживать показатели каждые 8-12 часов и сразу отключать очевидно нецелевые ресурсы.
- Если вы только пробуете запускаться на РСЯ, то советую сначала создать компанию для показов только на декстопе. Это можно сделать с помощью «Корректировки» в настройках компании. Добавьте новое условие «Устройства» и для планшетов, смартфонов укажите -100%. С десктопа траффик идет намного чище, чем с мобильных.

- Корректировки нужно применять не только к устройствам и площадкам, но и к посетителям по возрасту и полу. Если вы видите, что мужчины старше 55 лет активно кликают по объявлениям, но не совершают конверсии, значит что-то не так и нужно либо добавлять уточнения в само объявление, либо ограничивать показы для этой группы.
- Помните, что тестирование и аналитика решают всё! Всегда тестируйте разные элементы по очереди (заголовок, текст, уточнения, оффер на сайте и т.д.). Замеряйте показатели и принимайте решения.
Может у вас есть что добавить или хотите поделиться опытом? Напишите в комментариях. Желаю успехов!
Так, да не так! Сэкономив на рекламе вы сократите охват аудитории. отключить надо только совсем «глухие» сайты.